Меню сайта

Использование STEAM-технологий для формирования современных компетенций у детей дошкольного возраста 

Уважаемые гости сайта!

В феврале 2020 года приказом Управления образования нашему учреждению был присвоен статус муниципальной базовой образовательной организации. С этого времени педагогический коллектив осуществляет инновационную деятельность с использованием STEAM-образовательных технологий. 

За основу нашей работы мы взяли девиз «Компетенции будущего выращиваем сегодня!», поскольку проблема формирования у детей современных компетенций является актуальной не только для нашего детского сада, но и для других образовательных организаций. По предположениям ученых, 65% современных детей вырастут, овладев профессиями, которых в настоящее время не существует. Будущим специалистам потребуется всесторонняя подготовка и знания, интегрированные из самых разных областей технологии, естественных наук и инженерии.

Такую возможность представляет STEM-образование. Актуальность использования технологий STEAM-образования вызвана требованиями современного быстроменяющегося мира, в котором все большее значение приобретают так называемые «гибкие» soft навыки, или навыки будущего. Одним из инструментов STEAM-образования является детская универсальная STEAM-технология Е.А. Беляк. Основу занятий с детьми составляют научно-техническое творчество и экспериментально-инженерная деятельность. На каждом занятии дети с дошкольного возраста узнают о применении научно-технических знаний в реальной жизни, готовятся к технически развитому современному миру: учатся быстро ориентироваться в огромном потоке информации, эффективно реализовывать полученные знания в жизни, успешно начать строить диалог о цифровом мире с «Цифровым поколением». Через игровые формы дети знакомятся с основами алгоритмизации и программирования и приобретают элементарные математические, инженерные навыки.  В 2020 – 2021 году мы обратились к образовательной STEAM-технологии ЙОХОКУБ. ЙОХОКУБ - инновационный конструктор, позволяющий формировать у детей дошкольного возраста инженерно-техническое мышление, конструкторские навыки, креативное мышление и дизайнерские способности, умение работать в команде. Иными словами, этот уникальный конструктор является универсальным средством интеллектуального развития детей.   

Считаем, что внедрение детской универсальной STEAM-лаборатории и конструктора ЙОХОКУБ в образовательный процесс будет интересным и значимым как для наших воспитанников и их родителей, так и для коллег, ориентированных на совершенствование профессионального мастерства и овладение инновационными технологиями.

Познакомившись с материалами, разработанными нашими педагогами, родители детей дошкольного возраста смогут узнать о современных тенденциях развития и обучения, а также воспользоваться идеями интересных проектов инженерного творчества, которые можно выполнить с ребенком в домашних условиях.

Представленный опыт, несомненно, будет интересен педагогам дошкольных образовательных организаций: консультации, мастер-классы, методические разработки занятий, уникальных STEAM-проектов и инженерных сооружений, и иные материалы, представляющие ценность для педагога-практика.  

Предлагаем Вам познакомиться с опытом педагогического коллектива. 

 

Цель нашей инновационной деятельности заключается в создании условий для формирования современных компетенций у детей дошкольного возраста. 

Чтобы эффективно выстроить деятельность, мы определили планируемые результаты, критерии эффективности и показатели, по которым проделанная работа может быть оценена.

Для реализации инновационной деятельности было необходимо создать следующие условия:

  1. Материально-техническое оснащение – мы закупили оборудование. Детская универсальная STEM-лаборатория была приобретена в 2019 году, а в 2020 – 2021 учебном году были приобретены игровые наборы «Робомышь» и конструктор «Йохокуб».
  2. Безусловно, одним из самых важных условий является профессиональная подготовка педагогов к внедрению STEM-технологий. В течение учебного года в Центре развития STEM-образования были проучены 6 воспитателей. Добавлю, что 5 педагогов прошли обучение ранее.
  3. Методическое обеспечение: деятельность осуществлялась в соответствии с методическими рекомендациями разработчиков технологий.
  4. И наконец четвертое условие: авторы STEM-лаборатории акцентируют внимание на создании на занятиях игровой творческой атмосферы, увлекающей всех детей группы на совершение новых открытий.

Мы разработали модель инновационной деятельности по внедрению STEM-технологий в образовательный процесс, включающую в себя три основных блока.

Образовательная деятельность с детьми включает в себя использование детской универсальной STEAM-лаборатории, игровых наборов «Робомышь» и конструктора «ЙОХОКУБ». Поскольку первые два вида оборудования имеют схожие элементы (программируемый робот), то и деятельность педагогов здесь схожая: разработка занятий с детьми и STEAM-проектов и подготовка игровых полей для робота. Эта работа проводилась в группах для детей 5 – 7 лет.

Инновационный конструктор «Йохокуб» пока использовался только одним педагогом – Кузнецовой Анной Михайловной – в работе с детьми 5 – 6 лет: дети познакомились с конструктором, конструировали по схемам и по собственному замыслу. Кроме того, с использованием этого конструктора были созданы дидактические пособия: игра "Профодром", "Правда или вымысел?", Календарь событий, "Найди такой же" и др. 

С целью повышения профессиональной компетентности педагоги обучались в центре развития STEAM-образования на курсах повышения квалификации, семинарах, вебинарах. Кроме того, повышению профессионализма педагогов способствовала работа в творческой группе и самообразование педагогов.

В рамках третьего блока – работа с родителями – педагогами проводились консультации для родителей, видео мастер-классы, также материалы для родителей размещены на нашем сайте.

Наконец, представим результаты деятельности коллектива.

1. По результатам мониторинга достигнута положительная динамика освоения детьми программ УМП Детская универсальная STEAM-лаборатория.

2. Дети активно используют оборудование в свободной деятельности как коллективно, так и индивидуально.

3. Обновлена развивающая предметно-пространственная среда учреждения.

4. По программам повышения квалификации в Центре развития STEAM-образования обучены 11 педагогов (85%).

5. Увеличилась доля педагогов, активно использующих STEAM-технологии в работе с детьми:

- выбрали в качестве методических тем по самообразованию – 3 педагога

- подготовили методические разработки для детей и для педагогов – 7 педагогов.

 

Педагогами в течение года подготовлены различные методические разработки с использованием программируемого робота и конструктора Йохокуб. Расширяя возможности, мы совмести эти две STEAM-технологии: йохокуб мы предлагаем использовать при изучении программирования и алгоритмики.

 Педагогический опыт коллектива в течение года был представлен на различных методических мероприятиях:

- методический день дошкольных образовательных организаций – 13.10.2020;

- Международная ярмарка социально-педагогических инноваций – декабрь 2020;

- методическое объединение педагогов групп общеразвивающей направленности для детей 5 – 7 лет – 23.10.2020;

- муниципальный и региональный этапы конкурса «Воспитатель года России 2021» – декабрь 2020 – апрель 2021;

- муниципальный фестиваль молодых педагогов «Педагогическая весна-2021» – май 2021;

- муниципальный конкурс на лучший стендовый доклад «Эффективные подходы к методической работе в ДОУ» – 2 место – август 2021.

Процесс и результаты работы педагогического коллектива по реализации STEAM-технологий мы представили в виде стендового доклада. Для более подробного знакомства коллег с наработанными материалами мы разместили на нем QR-коды.

Результаты внедрения STEAM-технологий в образовательный процесс 

Также предлагаем вам познакомиться с материалами нашей виртуальной выставки.

Информационный буклет "Детская универсальная STEAM-лаборатория"

Информационный буклет "Программа 1. Основы чтения" 

Информационный буклет "Программа 2. Основы программирования"

Информационный буклет "Программа 3. Основы математики и теории вероятности" 

Информационный буклет "Программа 4. Основы астрономии и картографии" 

Информационный буклет "Программа 5. Основы криптографии"

Информационный буклет "Конструктор ЙОХОКУБ"

Информационный буклет "Образовательные решения ЙОХОКУБ"

Мастер-класс "Конструктор Йохокуб как универсальное средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста"

Презентация к мастер-классу "Конструктор Йохокуб как универсальное средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста"

Педагогическое мероприятие с детьми 5 – 6 лет "Если очень захотеть, можно в Космос полететь" (с использованием конструктора Йохокуб"

Мастер-класс "Детская универсальная STEAM-лаборатория как средство формирования современных компетенций у детей дошкольного возраста"

Презентация к мастер-классу "Детская универсальная STEAM-лаборатория как средство формирования современных компетенций у детей дошкольного возраста"

Мастер-класс для родителей "Танцующие червячки"

Игра "Открываем мир природы" (с использованием программируемого робота) 

Игровое поле для игры "Открываем мир природы"

Развивающая игра "Путешествие в мир сказок" (с использованием программируемого робота)

Игровое поле для игры "Путешествие в мир сказок" 

Образовательная деятельность с детьми 5 – 6 лет «Микибот на ярмарке» с использованием программируемого робота 

Образовательная деятельность с детьми 5 – 6 лет «Рассказываем Микиботу сказку» (с использованием программируемого робота

Игровое познавательное поле "Рассказываем Микиботу сказку"

Образовательная деятельность с детьми 5 – 6 лет «Микибот в мастерской художника» (с использованием программируемого робота)

Игровое познавательное поле "Микибот в мастерской художника 

Образовательная деятельность с детьми 5 – 6 лет «Микибот в лаборатории» (с использованием программируемого робота) 

Игровое познавательное поле "Микибот в лаборатории" 

Дополнительная образовательная программа "В гостях у Кубарика"