Использование STEAM-технологий для формирования современных компетенций у детей дошкольного возраста
Уважаемые гости сайта!
В феврале 2020 года приказом Управления образования нашему учреждению был присвоен статус муниципальной базовой образовательной организации. С этого времени педагогический коллектив осуществляет инновационную деятельность с использованием STEAM-образовательных технологий.
За основу нашей работы мы взяли девиз «Компетенции будущего выращиваем сегодня!», поскольку проблема формирования у детей современных компетенций является актуальной не только для нашего детского сада, но и для других образовательных организаций. По предположениям ученых, 65% современных детей вырастут, овладев профессиями, которых в настоящее время не существует. Будущим специалистам потребуется всесторонняя подготовка и знания, интегрированные из самых разных областей технологии, естественных наук и инженерии.
Такую возможность представляет STEM-образование. Актуальность использования технологий STEAM-образования вызвана требованиями современного быстроменяющегося мира, в котором все большее значение приобретают так называемые «гибкие» soft навыки, или навыки будущего. Одним из инструментов STEAM-образования является детская универсальная STEAM-технология Е.А. Беляк. Основу занятий с детьми составляют научно-техническое творчество и экспериментально-инженерная деятельность. На каждом занятии дети с дошкольного возраста узнают о применении научно-технических знаний в реальной жизни, готовятся к технически развитому современному миру: учатся быстро ориентироваться в огромном потоке информации, эффективно реализовывать полученные знания в жизни, успешно начать строить диалог о цифровом мире с «Цифровым поколением». Через игровые формы дети знакомятся с основами алгоритмизации и программирования и приобретают элементарные математические, инженерные навыки. В 2020 – 2021 году мы обратились к образовательной STEAM-технологии ЙОХОКУБ. ЙОХОКУБ - инновационный конструктор, позволяющий формировать у детей дошкольного возраста инженерно-техническое мышление, конструкторские навыки, креативное мышление и дизайнерские способности, умение работать в команде. Иными словами, этот уникальный конструктор является универсальным средством интеллектуального развития детей.
Считаем, что внедрение детской универсальной STEAM-лаборатории и конструктора ЙОХОКУБ в образовательный процесс будет интересным и значимым как для наших воспитанников и их родителей, так и для коллег, ориентированных на совершенствование профессионального мастерства и овладение инновационными технологиями.
Познакомившись с материалами, разработанными нашими педагогами, родители детей дошкольного возраста смогут узнать о современных тенденциях развития и обучения, а также воспользоваться идеями интересных проектов инженерного творчества, которые можно выполнить с ребенком в домашних условиях.
Представленный опыт, несомненно, будет интересен педагогам дошкольных образовательных организаций: консультации, мастер-классы, методические разработки занятий, уникальных STEAM-проектов и инженерных сооружений, и иные материалы, представляющие ценность для педагога-практика.
Предлагаем Вам познакомиться с опытом педагогического коллектива.
Цель нашей инновационной деятельности заключается в создании условий для формирования современных компетенций у детей дошкольного возраста.
Чтобы эффективно выстроить деятельность, мы определили планируемые результаты, критерии эффективности и показатели, по которым проделанная работа может быть оценена.
Для реализации инновационной деятельности было необходимо создать следующие условия:
- Материально-техническое оснащение – мы закупили оборудование. Детская универсальная STEM-лаборатория была приобретена в 2019 году, а в 2020 – 2021 учебном году были приобретены игровые наборы «Робомышь» и конструктор «Йохокуб».
- Безусловно, одним из самых важных условий является профессиональная подготовка педагогов к внедрению STEM-технологий. В течение учебного года в Центре развития STEM-образования были проучены 6 воспитателей. Добавлю, что 5 педагогов прошли обучение ранее.
- Методическое обеспечение: деятельность осуществлялась в соответствии с методическими рекомендациями разработчиков технологий.
- И наконец четвертое условие: авторы STEM-лаборатории акцентируют внимание на создании на занятиях игровой творческой атмосферы, увлекающей всех детей группы на совершение новых открытий.
Мы разработали модель инновационной деятельности по внедрению STEM-технологий в образовательный процесс, включающую в себя три основных блока.
Образовательная деятельность с детьми включает в себя использование детской универсальной STEAM-лаборатории, игровых наборов «Робомышь» и конструктора «ЙОХОКУБ». Поскольку первые два вида оборудования имеют схожие элементы (программируемый робот), то и деятельность педагогов здесь схожая: разработка занятий с детьми и STEAM-проектов и подготовка игровых полей для робота. Эта работа проводилась в группах для детей 5 – 7 лет.
Инновационный конструктор «Йохокуб» пока использовался только одним педагогом – Кузнецовой Анной Михайловной – в работе с детьми 5 – 6 лет: дети познакомились с конструктором, конструировали по схемам и по собственному замыслу. Кроме того, с использованием этого конструктора были созданы дидактические пособия: игра "Профодром", "Правда или вымысел?", Календарь событий, "Найди такой же" и др.
С целью повышения профессиональной компетентности педагоги обучались в центре развития STEAM-образования на курсах повышения квалификации, семинарах, вебинарах. Кроме того, повышению профессионализма педагогов способствовала работа в творческой группе и самообразование педагогов.
В рамках третьего блока – работа с родителями – педагогами проводились консультации для родителей, видео мастер-классы, также материалы для родителей размещены на нашем сайте.
Наконец, представим результаты деятельности коллектива.
1. По результатам мониторинга достигнута положительная динамика освоения детьми программ УМП Детская универсальная STEAM-лаборатория.
2. Дети активно используют оборудование в свободной деятельности как коллективно, так и индивидуально.
3. Обновлена развивающая предметно-пространственная среда учреждения.
4. По программам повышения квалификации в Центре развития STEAM-образования обучены 11 педагогов (85%).
5. Увеличилась доля педагогов, активно использующих STEAM-технологии в работе с детьми:
- выбрали в качестве методических тем по самообразованию – 3 педагога
- подготовили методические разработки для детей и для педагогов – 7 педагогов.
Педагогами в течение года подготовлены различные методические разработки с использованием программируемого робота и конструктора Йохокуб. Расширяя возможности, мы совмести эти две STEAM-технологии: йохокуб мы предлагаем использовать при изучении программирования и алгоритмики.
Педагогический опыт коллектива в течение года был представлен на различных методических мероприятиях:
- методический день дошкольных образовательных организаций – 13.10.2020;
- Международная ярмарка социально-педагогических инноваций – декабрь 2020;
- методическое объединение педагогов групп общеразвивающей направленности для детей 5 – 7 лет – 23.10.2020;
- муниципальный и региональный этапы конкурса «Воспитатель года России 2021» – декабрь 2020 – апрель 2021;
- муниципальный фестиваль молодых педагогов «Педагогическая весна-2021» – май 2021;
- муниципальный конкурс на лучший стендовый доклад «Эффективные подходы к методической работе в ДОУ» – 2 место – август 2021.
Процесс и результаты работы педагогического коллектива по реализации STEAM-технологий мы представили в виде стендового доклада. Для более подробного знакомства коллег с наработанными материалами мы разместили на нем QR-коды.
Результаты внедрения STEAM-технологий в образовательный процесс
Также предлагаем вам познакомиться с материалами нашей виртуальной выставки.
Информационный буклет "Детская универсальная STEAM-лаборатория"
Информационный буклет "Программа 1. Основы чтения"
Информационный буклет "Программа 2. Основы программирования"
Информационный буклет "Программа 3. Основы математики и теории вероятности"
Информационный буклет "Программа 4. Основы астрономии и картографии"
Информационный буклет "Программа 5. Основы криптографии"
Информационный буклет "Конструктор ЙОХОКУБ"
Информационный буклет "Образовательные решения ЙОХОКУБ"
Мастер-класс для родителей "Танцующие червячки"
Игра "Открываем мир природы" (с использованием программируемого робота)
Игровое поле для игры "Открываем мир природы"
Развивающая игра "Путешествие в мир сказок" (с использованием программируемого робота)
Игровое поле для игры "Путешествие в мир сказок"
Образовательная деятельность с детьми 5 – 6 лет «Микибот на ярмарке» с использованием программируемого робота
Игровое познавательное поле "Рассказываем Микиботу сказку"
Образовательная деятельность с детьми 5 – 6 лет «Микибот в мастерской художника» (с использованием программируемого робота)
Игровое познавательное поле "Микибот в мастерской художника
Образовательная деятельность с детьми 5 – 6 лет «Микибот в лаборатории» (с использованием программируемого робота)
Игровое познавательное поле "Микибот в лаборатории"
Дополнительная образовательная программа "В гостях у Кубарика"