Меню сайта

Добро пожаловать в виртуальный музей

«Куклы наших бабушек».

Историческая сторона данной темы очень интересна и нам захотелось узнать, когда и откуда возникла кукла на Руси? Традиционная народная кукла появилась на Руси более 1000 лет тому назад. На Руси было поверье: если смастерить для семьи такую куклу, то она способна защищать и оберегать всех членов семьи. Сначала у народной куклы было предназначение защищать семью, а позднее деревенские девочки стали играть с этими куклами. С давних пор тряпичная кукла считалась традиционной игрушкой в жизни русской деревни. С пяти лет игрушку могла делать любая девочка самостоятельно. Тряпичная кукла – упрощенное изображение женского облика. При изготовлении народных кукол не применялись режущие и колющие предметы (иглы, ножницы, ножи). Ткань и нити рвали вручную.  Люди считали, что кукла-оберег, изготовленная с помощью иголки, не будет охранять человека, а, наоборот, может его поранить, как острая игла. Кукол делали «в один присест», никогда не оставляя ее незаконченной. У традиционных народных кукол была одна общая особенность – отсутствие лица. Считалось, что если нарисовать черты лица куколке, то в неё сможет вселиться «злой дух» или можно через такую куклу навести порчу. Кукла в доме играла роль оберега, отвлекая на себя злые силы.

Цель: Создание условий для формирования интереса к познанию истории и культуры наших предков посредством ознакомления с традиционной тряпичной куклой.

Задачи:

  • формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа;
  • формировать эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами;
  • способствовать развитию эстетического и художественного вкуса, творческой активности;
  • обогащать и активизировать словарь;
  • развивать мелкую моторику рук.

Актуальность:

В настоящее время на одно из первых по значимости мест вышла проблема нравственного воспитания детей и молодёжи. Большой педагогический потенциал в воспитании подрастающего поколения несёт в себе ознакомление дошкольников с культурными народными традициями. Приобщение детей к русской народной культуре с дошкольного возраста позволяет лучше узнать историю своего народа, его традиции, промыслы, чтобы почувствовать себя частью своего народа, ощутить гордость за свою страну. Введение ребенка-дошкольника в мир народных традиций должно проходить на доступном для его понимания материале, одним из которых, является традиция изготовления народных тряпичных кукол. Бесценность работы с народной куклой состоит в том, что в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Учитывая актуальность проблемы нравственного воспитания дошкольников и педагогический потенциал тряпичных народных кукол, нами была организована работа по организации мини-музея «Куклы наших бабушек».

Целевая аудитория: педагоги, дети 5-7 лет, родители.

Из истории создания музея.

Педагогический коллектив нашей группы постоянно работает над задачами воспитания нравственно патриотических чувств у детей, формирования национальной самоидентификации, гармонизации развития творческой личности, сохранения российских традиций на основе духовных ценностей русского народа. Для решения этих задач, мы-педагоги должны не только знать историю народа, но и иметь возможность показать ребятам её на практическом материале. В нашей группе с 2005 года собирался разнообразный тематический материал: дымковские игрушки, гжельская и хохломская посуда, городецкая роспись, предметы быта, народной игрушки. Проводили экскурсии, мастер-классы и занятия для ребят, реализовывали проекты «Народная игрушка», «Наши русские матрёшки». Входе своей работы мы заметили особый интерес детей к изготовлению народной тряпичной куклы. Нами было принято решение организовать в группе мини-музей «Куклы наших бабушек». В организации музея принимали участие родители, дети, педагоги. Со временем объём экспонатов увеличивался, места становилось всё меньше, и мы задались вопросом «Где размещать наш мини – музей?».  Было решено создать виртуальный музей на сайте нашего детского сада, т.к. это поможет увеличить количество экспонатов и расширить рамки взаимодействия педагогов, детей и родителей.

Авторский коллектив:

                                                                         

                                                    Белякова                                                                                                    Гусак 

                                       Елена Вячеславовна                                                                               Марина Юрьевна