Меню сайта

Сотрудничество с родителями

Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание педагогическим коллективом уделяется организации, установлению сотрудничества, использованию новых, нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированной подход к семьям разного типа.

Работа с родителями в ДОУ выстраивается на основе сотрудничества и сотворчества, организуется с использованием различных форм: родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации, беседы, открытые занятия, мастер-классы, выставки, конкурсы, совместные спортивные и творческие программы.

С целью повышения эффективности взаимодействия с семьями воспитанников в соответствии с современными требованиями пятого инновационного издания программы «От рождения до школы» для педагогов проводилась консультация, на которой были представлены различные нетрадиционные современные форматы взаимодействия с родителями.

Педагогами групп и специалистами ежегодно разрабатываются перспективные планы. В работе используются различные способы вовлечения родителей в воспитательный и образовательный процесс: педагогические беседы с родителями, тематические консультации, наглядная пропаганда, родительские собрания, совместное проведение развлечений, совместное творчество, совместные практические мероприятия, вариативная деятельность и др.

Одной из эффективных форм работы с семьей остаются родительские собрания. Родительские собрания проводятся в соответствии с годовым планом родительских собраний в группах, своевременно оформляются протоколы. Тематика и направленность родительских собраний разнообразна:  «В семье будущий первоклассник», «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания», «Развитие речевых навыков у детей 5-7 лет», «Развитие детей раннего возраста. Адаптация к детскому саду» и др.

В период действия ограничительных мер использовалась дистанционная форма проведения родительского собрания. Родительские собрания в онлайн формате проводились для групп раннего возраста и для родителей детей 5 – 7 лет. В обоих случаях для родителей были подготовлены выступления специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед), а также мастер-классы воспитателей.

Педагогами решается задача освоения такой формы взаимодействия с родительской аудиторией, как проведение групповых собраний с использованием платформы ZOOM. Педагоги оценили преимущества дистанционной формы организации родительского собрания, творчески и профессионально подошли к подготовке к собраниям, однако в родительских собраниях онлайн приняли участие очень мало родителей. В связи с этим в дальнейшем возможна организация работы с родителями, нацеленная на повышение эффективности данной формы и на обеспечение их участие в родительских собраниях.

В проведении групповых родительских собраний принимают участие педагог-психолог, учитель-логопед.

 В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Так, в рамках проекта «Дорогою добра» (группа «Рябинушка», 6 – 7 лет) вместе с родителями была организована и проведена благотворительная ярмарка «Очумелые ручки», на собранные средства которой была оказана помощь благотворительному фонду «Дай лапу».

Совместно с родителями дети принимали участие в акциях: «Народы России в единстве разнообразия», «Украсим уличную ёлку», «Засветись на дороге», «Подари библиотеке книгу», «Протяни руку помощи», «Покормите птиц зимой» (родители совместно с детьми изготовили кормушки и не остались равнодушными в подкармливании птиц на протяжении всего холодного периода), «Бессмертный полк», «Эстафета памяти», «Минута памяти», «Окна победы», семейных акциях «Друг ищет дом», «Дари добро» и др.

В детском саду в соответствии с перспективным планированием проводятся выставки рисунков и поделок для родителей «Осенний лес», «Наши папы», «Портрет мамы», «Зимующие птицы», «Букет для мамы», фотовыставка «Юные помощники», выставка рисунков, посвящённый Году комплекса ГТО, в честь 90-летия Всесоюзного физкультурного движения «Готов к труду и обороне» и др.

Родители совместно с детьми активно принимают участие в конкурсах различного уровня, все участники награждаются сертификатами, дипломами и благодарственными письмами. В результате повышается уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей и их творческой инициативы. Традиционные мероприятия, праздничные программы проводятся с учетом современных санитарно-эпидемиологических требований. Если праздничные программы проводятся без родителей, родителям предоставляются видеозаписи детских праздничных мероприятий.

В рамках сохранения и укрепления здоровья детей и распространения здорового образа жизни среди населения мы используем такую форму взаимодействия с родителями воспитанников как онлайн-акции в поддержку ЗОЖ в группе в социальной сети VK, в ходе которых родителям предлагается в качестве комментария публиковать фотографии занятий любимым видом спорта всей семьей.

Родителям всегда предоставляется информация о ходе образовательного процесса: ежедневные индивидуальные беседы, в приемных групп размещается информация в рубриках «Мы занимались», «Мы учили», «Мы читали», «Мы играли». Педагогами подготовлены консультации: «Как превратить чтение в удовольствие», «Как правильно общаться с ребенком», «Поощрение и наказание в семье», «Дисциплина на улице – залог безопасности» и др.

Форма работы через информационные стенды является традиционной. Это дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить о родительских обязанностях и ответственности. Тематика информационных стендов разнообразна: «Обучение детей наблюдательности на улице», «Время года –  осень, зима, весна», «Готовим руку дошкольника к письму», «Как сделать зарядку любимой привычкой ребёнка», «Игры и игровые задания для развития речи детей дома», «Будем помнить подвиги наши» и др.

Социологические опросы, анкетирования играют большую роль, поскольку позволяют наметить направления дальнейшей работы.  Педагогами проводятся анкетирования на темы: «Чего вы ждете от детского сада в этом учебном году?», «Готов ли ваш ребенок к школе?», а также с целью выяснения удовлетворенности родителей качеством образования проведено анкетирование. Исходя из данных анкетирования, можно сделать вывод о том, что родители удовлетворены качеством образовательно-воспитательного процесса.

Кроме анкетирования, в работе с родителями помогает «Почта доверия», созданная в группе «Рябинушка». Это почтовый ящик, где родители оставляют записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания ребенка. Эта форма определяет тематику родительских собраний, консультаций, помогает реагировать на запросы родителей. Данный опыт можно порекомендовать использовать другим группам.

Одной из существенных проблем, требующих поиска эффективного решения, по-прежнему является проблема организации взаимодействия с родителями – представителями иноязычной среды, плохо говорящими или не говорящими на русском языке, а также с семьями иных культур. Доля таких семей неуклонно возрастает, что требует от педагогов формирования новых компетенций, в частности поликультурного мышления и поведения.

Индивидуальная поддержка развития детей в семье

План сотрудничества с семьей направлен на построение конструктивного взаимодействия специалистов образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах ребенка и его семьи.

Индивидуальная поддержка развития детей в семье предусматривает мероприятия по следующим направлениям:

1.   Психологическая поддержка семьи;

2. Консультативная помощь;

3. Повышение      осведомленности      об      особенностях      развития      и     специфических образовательных потребностях ребенка;

4.   Участие родителей в образовательной деятельности детского сада.

 

Цели взаимодействия с родителями

Действия специалистов

Срок выполнения, ответственные

Результат

Анализ посещаемости ребенком ДОУ

Наблюдения за общим состоянием ребенка и родителей

В течение года (воспитатель)

Регулярное посещение ребенком ДОУ

Диагностика уровня адаптированности ребенка в ДОУ

Наблюдение за ребенком в образовательном процессе

В течение года (воспитатель)

Оценка эмоционального состояния ребенка в ДОУ

Выявление семей «группы риска»

Наблюдение за участием родителей в воспитании ребенка (посещение родительских собраний, утренников, мероприятий детского сада)

В течение года (воспитатель)

Активное участие родителей (законных представителей) в жизни группы

Приобщение родителей к ЗОЖ

Беседа с родителями на профилактические темы: «Вредные привычки родителей и их влияние на развитие ребенка», «Семья», «Правильное питание» и др.

В течение года (воспитатель)

Активное участие родителей в процессе воспитания ребенка

Диагностика индивидуальных особенностей ребенка

Семейное консультирование

Воспитатели и специалисты ДОУ

Рекомендации по семейному воспитанию

Поддержка одаренных воспитанников

Совместная работа детей и родителей: участие в конкурсах детского сада, муниципальных и других конкурсах

Воспитатели и специалисты ДОУ

Активное участие родителей (законных представителей) в процессе воспитания ребенка