Меню сайта

К         Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, пред                полагают:

  1) Обеспечение эмоционального благополучия через:

         – непосредственное общение с каждым ребенком;

         – уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

 2) Поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

        – создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

       – создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

     – не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности( игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

 3) Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

     – создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащим к разным национально- культурным, религиозным общностями социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

     – развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

    – развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослыми и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее – зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

   – создание условий для овладевания культурными средствами деятельности;

   – организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

   – поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

   – оценку индивидуального развития детей;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных  проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей их поддержки образовательных инициатив семьи.

           Квалификация педагогов и совершенствование педагогической работы        

Согласно ФГОС ДО педагог дошкольного образования должен:

- знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста

- знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте

- уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно – манипулятивную и игровую , обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников

- владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста

- уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГОС)

- уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с     психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста

- реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями

- участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации

- владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности  у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе

- владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач

- владеть ИКТ – компетенциями , необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми  раннего и дошкольного возраста.

 

Материально-технические условия:

В МДОУ сформирована материально-техническая база для реализации образовательных программ, жизнеобеспечения и развития детей. В МДОУ оборудованы помещения:

  • групповые помещения — 6;
  • кабинет заведующего — 1;
  • методический кабинет — 1;
  • музыкальный зал — 1;
  • пищеблок — 1;
  • прачечная — 1;
  • медицинский кабинет — 1;
  • снарядная – 1;
  • костюмерная-кладовая – 1.

Каждая групповая ячейка имеет оборудованные раздевальные комнаты, санузел, умывальные комнаты, буфетные комнаты, игровые и спальные помещения.

В групповых помещениях МДОУ установлена соответствующая мебель: детские комоды для хранения индивидуальных принадлежностей детей, их личных игрушек. 

Во всех группах детского сада имеются мягкие модули, которые можно вариативно использовать как в качестве игровой мебели, в процессе конструирования, так и в качестве дидактических материалов.

В группы приобретены игрушки для детей, настольные игры, магнитные доски для проведения образовательной деятельности с детьми.

В рамках реализации инновационной деятельности с использованием УМП «Детская универсальная STEAM-лаборатория» педагогами МДОУ была продолжена работа по созданию авторских материалов по организации  образовательной деятельности с детьми и соответствующих игровых познавательных полей различной направленности:

 

  • Развивающая игра «Открываем мир природы»,
  • Развивающая игра «Путешествие в мир сказок»;
  • «Рассказываем Микиботу сказку»;
  • «Микибот в мастерской художника»;
  • «Микибот и Новый год»;
  • «Микибот на ярмарке»;
  • «Микибот в лаборатории».

Разработана серия информационных буклетов «Коллегам на заметку»:

«Учебно-методическое пособие «Детская универсальная STEAM-лаборатория»,

«Учебно-методическое пособие «Детская универсальная STEAM-лаборатория. Программа 1. Основы чтения»,

«Учебно-методическое пособие «Детская универсальная STEAM-лаборатория. Программа 2. Основы программирования»,

«Учебно-методическое пособие «Детская универсальная STEAM-лаборатория. Программа 3. Основы математики и теории вероятности»,

«Учебно-методическое пособие «Детская универсальная STEAM-лаборатория. Программа 4. Основы картографии и астрономии»,

«Учебно-методическое пособие «Детская универсальная STEAM-лаборатория. Программа 5. Основы криптографии»;

«STEAM- образовательная технология ЙОХОКУБ»;

«Образовательные решения ЙОХОКУБ».

Для формирования у воспитанников современных компетенций в 2021 году приобретена «Детская STEAM – лаборатория. Science: Научные исследования». Это пособие содержит 77 междисциплинарных исследований по химии, биологии, физиологии, географии, физике, объединенных в 20 STEAM-проектов по трем разделам.

Для интеллектуального развития детей и формирования у них инженерного и креативного мышления в МДОУ в 2021 году был приобретен инновационный конструктор ЙОХОКУБ: универсальные наборы и тематические наборы «Домашние питомцы», «Хуторок» и др.

На основе инновационного конструктора воспитателем Кузнецовой А.М. разработаны игры и дидактические пособия с ЙОХОКУБОМ:

  • «Профодром»
  • «Найди такой же»
  • «Правда или вымысел?»
  • «Кубики историй»
  • «Пентамино»
  • «Календарь событий».

При создании развивающей предметно-пространственной среды педагоги учитывают возрастные, индивидуальные особенности детей своей группы, а также национально-культурный компонент образования. РППС соответствует требованиям ФГОС ДО. Насыщенность среды групп соответствует возрастным особенностям детей, разнообразие материалов, оборудования, инвентаря обеспечивает игровую, познавательную активность детей, в том числе развитие крупной и мелкой моторики. РППС обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательную активность детей. Среда структурирована таким образом, чтобы дети имели возможность самостоятельного знакомства с предметами и явлениями.

Каждая возрастная группа имеет участок для прогулки с теневыми навесами и оборудованием для самостоятельной деятельности детей. В 2021 году была продолжена работа по оснащению прогулочных участков современным игровым оборудованием.

В МДОУ оборудован музыкальный зал. В зале имеются настенные панно в соответствии с сезонами года.

Для осуществления воспитательно-образовательного процесса в МДОУ имеется современное оборудование:

  • ноутбуки – 7 шт.
  • лазерный черно-белый принтер – 1шт;
  • лазерный цветной принтер – 1 шт.;
  • МФУ – 1 шт.;
  • акустические колонки USB – 5 штук;
  • шредер – 1 шт.;
  • компьютерные мыши, USB носители;
  • брошюратор;
  • ламинатор; мультимедийный проектор.

Силами сотрудников МДОУ территория МДОУ ежегодно благоустраивается и обновляется, оформляются новые малые архитектурные формы и игровое оборудование на участке. Оформление зеленой зоны в стиле Цветочного города и приобретение фигур героев сказочной повести Н. Носова позволило коллективу МДОУ стать победителем муниципального этапа регионального конкурса «Наш любимый школьный двор». 

Материально-техническое состояние МДОУ и территории приводится в соответствие с ФГОС ДОО, действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, правилам пожарной безопасности, требованиям охраны труда.

В 2021 году в связи с ограничительными мерами по предотвращению распространения коронавирусной инфекции педагоги продолжали использовать в работе дистанционные образовательные технологии для организации профессиональной деятельности (участие в работе МО, конференций, семинаров-практикумов и пр.) Интернет-связь была стабильной, средняя скорость передачи данных была увеличена.

Материально-техническое состояние МДОУ и территории соответствует действующим санитарным требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, правилам пожарной безопасности, требованиям охраны труда. Деятельность по совершенствованию материально-технической базы учреждения продолжается.

Организация развивающей предметно-пространственной среды МДОУ

Педагогическим коллективом организована системная работа над проектированием РППС, соответствующей ФГОС ДО и шестому, инновационному изданию программы «От рождения до школы»: проводились консультации для педагогов, на которых они знакомились с принципами организации РППС, нацеленной на поддержание детской инициативности и самостоятельности, центров активности, использования работающих стендов и говорящих стен, была организована презентация оформленных в группах работающих стендов.

Каждая групповая ячейка имеет оборудованные раздевальные комнаты, санузел, умывальные комнаты, буфетные комнаты, игровые и спальные помещения. В групповых помещениях МДОУ установлена соответствующая мебель: детские комоды для хранения индивидуальных принадлежностей детей, их личных игрушек.

При создании развивающей предметно-пространственной среды педагоги учитывают возрастные, индивидуальные особенности детей своей группы. РППС обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательную активность детей. Среда структурирована таким образом, чтобы дети имели возможность самостоятельного знакомства с предметами и явлениями.

Во всех группах детского сада имеются мягкие модули, которые можно вариативно использовать как в качестве игровой мебели, в процессе конструирования, так и в качестве дидактических материалов. В ясельную группу был приобретен центр воды и песка.

Для формирования современных компетенций в работе с детьми 5 – 7 лет используется учебно-методическое пособие «Детская универсальная STEAM-лаборатория», приобретены 5 наборов программируемых роботов с трансформироуемыми полями.

Каждая возрастная группа имеет участок для прогулки с теневыми навесами и оборудованием для самостоятельной деятельности детей. В 2020 – 2021 учебном году был пересмотрен вопрос разделения прогулочных участков: участки распределены и оборудованы в соответствии с возрастом детей. Закуплено и установлено уличное оборудование на прогулочные участки для возрастных групп 1 – 2 года, 2 – 3 года, 6 – 7 лет. В 2020 – 2021 учебном году произведена замена ограждения прогулочных участков. Работа по оснащению прогулочных участков современным оборудованием будет продолжена.

В МДОУ оборудован музыкальный зал, приобретена модульная система для хранения спортивного инвентаря.  

Во многих группах пересмотрены интерьерные решения с целью выделения и разграничения необходимых центров активности, проводится работа по оформлению работающих стендов и «говорящих» стен, значительное внимание уделяется педагогами вопросу сменяемости среды в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Работа по организации в группах РППС, нацеленной на поддержку детской инициативы, самостоятельности и самореализации, продолжается.

 

Информационное обеспечение 

Функционирование информационной образовательной среды в МДОУ для организации процесса управления, методической и педагогической деятельности обеспечивается техническими и аппаратными средствами, сетевыми и коммуникационными устройствами:

Технические и аппаратные средства:

 - 12 персональных компьютеров 

 - 4 принтера 

 - 4 сканера;

 - 1 музыкальный центр;

- 6 музыкальных колонок;

 - 1 мультимедийный проектор;

 Сетевые и коммуникационные устройства:

Имеется выход в Интернет, электронная почта, сайт. 

Имеющееся в ДОУ информационное обеспечение образовательного процесса позволяет в электронной форме:

1) управлять образовательным процессом: оформлять документы (приказы, отчёты и т.д.) используются офисные программы (Microsoft Word, Excel, Power Point), осуществлять электронный документооборот, сопровождать переписки с внешними организациями, физическими лицами, хранить в базе данных различную информацию;

2) создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;

3) использовать интерактивные дидактические материалы, образовательные ресурсы:

4) проводить мониторинг и фиксировать ход образовательного процесса и результаты освоения образовательной программы дошкольного образования;

5) осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса.

 6) осуществлять взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, с другими образовательными учреждениями и организациями.

Информационное обеспечение образовательного процесса предполагает наличие в образовательном учреждении квалифицированных кадров: педагоги владеют информационно – коммуникационными технологиями, проходят курсы повышения квалификации по ИКТ.

      Наличие в ДОУ технических средств позволяет выстраивать образовательный процесс на основе интеграции образовательных областей, когда материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться в ходе реализации других областей.

Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет осуществляется, через интернет-провайдер ООО "Яртелесервис".

 

Библиотечно-информационное обеспечение

 

Библиотечный фонд располагается в методическом кабинете, кабинетах специалистов, группах МДОУ. Библиотечный фонд представлен методической литературой по всем образовательным областям основной общеобразовательной программы, детской художественной литературой, периодическими изданиями, а также другими информационными ресурсами на различных электронных носителях. В каждой возрастной группе имеется банк необходимых учебно-методических пособий, рекомендованных для планирования воспитательно-образовательной работы в соответствии с обязательной частью ООП.

В 2021 году в методический кабинет приобретены информационный стенд «Методическая работа» и стенд для демонстрации выставочных материалов.

Методический кабинет МДОУ пополнен следующими методическими пособиями и материалами:

Методические рекомендации по формированию развивающей предметно-пространственной среды. Соответствует ФГОС ДО. Гришина Г.Н., Майер А.А.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования (6-ое издание). ФГОС

Образовательное событие как инновационная технология работы с детьми 3-7 лет

Программа, основанная на ECERS. Тема «Мы заботимся о себе». Комплект (Конспекты + наглядно-дидактический материал)

Пространство  детской реализации. Проектная  деятельность. (5-7 лет) Методическое пособие. ФГОС

Современный детский сад: Универсальные целевые ориентиры дошкольного образования. ФГОС

Развивающие игровые сеансы в ясельных группах детского сада. 1-3 года. Конспекты занятий. ФГОС

Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми от рождения до 2 лет./ Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б.

Мир физических явлений, опыты и эксперименты в дошкольном детстве. 4-7 лет. ФГОС

Развивающий диалог как инструмент развития познавательных способностей. 4–7 лет. Сценарии занятий. ФГОС

Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. 4-7 лет. ФГОС

Музыкальное воспитание в детском саду. 3-4 года. Конспекты занятий. ФГОС

Музыкальное воспитание в детском саду. 4-5 лет. Конспекты занятий. ФГОС

Музыкальное воспитание в детском саду. 5-6 лет. Конспекты занятий. ФГОС

Музыкальное воспитание в детском саду. 6-7 лет. Конспекты занятий. ФГОС

 

Приобретены демонстрационные материалы по художественно-эстетическому развитию:

ПЛ Гжель. Примеры узоров и орнаментов

ПЛ Гжель. Работы современных мастеров

ПЛ Полхов-майдан. Примеры узоров и орнаментов

ПЛ Полхов-майдан. Работы современных мастеров

ПЛ Филимоновская свистулька. Примеры узоров и орнаметов

ПЛ Филимоновская свистулька. Работы современных мастеров

ПЛ Хохлома. Примеры узоров и орнаментов

ПЛ Хохлома. Работы современных мастеров

В соответствии с Программой в учреждении имеются хрестоматии для чтения детям от 1 до 7 лет, сборники дидактических игр для прогулки, для развития уверенности и инициативности в детях.

Для продуктивных творческих занятий с детьми раннего возраста имеются пособия:

  • Веселое рисование. Художественный альбом для занятий с детьми 1-3 лет.
  • Волшебные краски. Художественный альбом для занятий с детьми 1-3 лет.
  • Пластилиновые картинки. Художественный альбом для занятий с детьми 1-3 лет.
  • Пластилиновые прятки. Художественный альбом для занятий с детьми 1-3 лет.
  • Пластилиновый снежок. Художественный альбом для занятий с детьми 1-3 лет.
  • Рисуем карандашами. Художественный альбом для занятий с детьми 1-3 лет.
  • Рисуем красками. Художественный альбом для занятий с детьми 1-3 лет.
  • Рисуем пальчиками. Художественный альбом для занятий с детьми 1-3 лет.
  • Учимся лепить. Художественный альбом для занятий с детьми 1-3 лет.
  • Учимся рисовать. Художественный альбом для занятий с детьми 1-3 лет.

Оборудование и оснащение методического кабинета достаточно для реализации образовательных программ. В методическом кабинете созданы условия для возможности организации совместной деятельности педагогов.

 

Финансовые условия

Финансовое обеспечение реализации ООП ДО определяется в соответствии с потребностями ДОУ на осуществление всех необходимых расходов при реализации ООП ДО. При определении потребностей в финансовом обеспечении реализации ООП ДО учитываются следующие условия:

• направленность группы (в том числе для группы комбинированной направленности);

• режим пребывания детей в группе (количество часов пребывания в сутки);

• возраст воспитанников (возрастная категория обучающихся в группе);

• прочие особенности реализации ООП ДО.

Дополнительно при определении потребностей в финансовом обеспечении учитывается тип организации, в зависимости от которого определяются гарантии по среднему уровню заработной платы педагогических работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 («О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»).

Объем финансового обеспечения реализации ООП ДО должен быть достаточным для осуществления ДОУ следующих видов расходов:

• на оплату труда работников, реализующих ООП ДО (педагогический персонал: воспитатели, прочие педагогические работники, обеспечивающие реализацию ООП ДО по направлениям развития детей, учебно-вспомогательный персонал, персонал, осуществляющий финансово-хозяйственную, административно-хозяйственную деятельность, охрану жизни и здоровья детей и пр.);

• на приобретение средств обучения, соответствующих материалов (в том числе учебных изданий в бумажном и электронном виде, дидактических материалов, аудио- и видеоматериалов); средств обучения (в том числе материалов, оборудования, спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации всех видов образовательной деятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды (в том числе специальных для детей с ОВЗ и детей-инвалидов)); приобретение обновляемых образовательных ресурсов (в том числе, расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, пополнение комплекта средств обучения и подписки на техническое сопровождение деятельности средств обучения, спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря);

  • оплату услуг связи (в том числе расходов, связанных с подключением к информационной сети Интернет);

• расходов, связанных с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников по профилю их педагогической деятельности;

• расходов по приобретению услуг, в том числе коммунальных услуг;

• прочих расходов организации, необходимых для реализации ООП ДО.

Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счет средств соответствующих бюджетов системы РФ в государственных и муниципальных образовательных организациях осуществляется с учетом полного покрытия расходов образовательной организации, обусловливаемых необходимостью выполнения требований ФГОС ДО.

Финансовое обеспечение реализации ООП ДО в государственных и муниципальных организациях осуществляется с учетом распределения полномочий между региональными и местными уровнями власти.

Финансовое обеспечение реализации ООП ДО в бюджетном и/или автономном образовательном учреждении осуществляется на основе государственного (муниципального) задания учредителя на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации ООП ДО в соответствии с нормативными затратами, определяемыми с учетом требований ФГОС ДО по всем направлениям образовательных программ в соответствии с ведомственным перечнем услуг.